суббота, 3 октября 2009 г.

Время экспериментов

Время экспериментов

И ещё два фильма, косвенно связанные с фашизмом. По крайней мере, сам фашизм в этих лентах упоминается. Оба фильма, если выразиться конкретнее -- о зарождении в человеке того, что позволяет фашизму существовать. Что характерно, оба эти фильма -- немецкие. Первый из них многие, наверное, видели. Лет пять-восемь назад он был очень популярен.
Эксперимент / Das Experiment (2001)
Картина снята на основе реально проводившегося эксперимента в Стэнфордском университете -- так называемого "Эксперимента Зимбардо". Его изучали или будут изучать те из вас, в чью вузовскую программу входит психология или социология со всеми своими ответвлениями. Очень даже возможно, что в рамках учебной программы этот фильм вам показали или покажут.
Зимбардо собрал 20 добровольцев из учеников колледжей, выдал некоторым из них форму тюремных надзирателей, а другим -- халат и тапочки. Две недели эти люди должны были выполнять свои социальные роли. То же происходит и в фильме Оливера Хиршбишеля. Никакого насилия, участие добровольное -- однако эксперимент слетел с рельс. Зимбардо через несколько дней сам увлёкся происходящим в импровизированной тюрьме и не мог адекватно воспринимать происходящее -- только девушка-ассистент, включившаяся в работу уже в разгаре, слегка охерела от происходившего и остановила "чокнутого профессора". Никто не погиб, но результаты были шокирующими -- надзиратели превратились в зверей, а заключённые потеряли всякую индивидуальность и волю к сопротивлению. Как влияют на человека униформа, служебные обязанности, поведение окружающих -- теперь над этим приоткрыли завесу в самом массовом из искусств.
В немецкой киноверсии студентов превратили во взрослых искателей халявы -- 4 тысячи марок за две недели, а халаты заменили огромными распашонками. Всё остальное -- как у Зимбардо, только вот ещё люди погибли. Моралей читать здесь не буду, они -- на поверхности.
Касательно фильма -- есть большие претензии. Точнее одна -- динамичное развитие сюжета прерывается раздражающей линией Доры. Она ходит по городу, катается на машине и даже шляется по институту психологии, но зачем -- я так и не понял. Если вырезать её из сюжета, целиком и полностью, абсолютно ничего не меняется. Она -- как нестреляющее ружьё, на которое заставляют смотреть.

__________________________________
Волна / Die Welle (2008)
Так называется второй фильм, но наши любимые локализаторы остроумно назвали его "Эксперимент 2: Волна". С некоторым сходством этих фильмов можно согласиться, даже я их вместил в одну запись. Оба они основаны на реальных событиях, происходивших в США, оба на тему превращения людей в зверей, в обоих реальность слегка драматизирована. Но название зря испоганили. Потому что "Волна" мне понравилась куда больше.
Во-первых, фильм красив, современен в картинке и музыке. Я впервые за долгие годы увидел на экране настоящих школьников, а не тех инопланетян, которых нам пристаркуватые американские режиссёры выдают за продвинутых тинейджеров. Кроме того, история куда поучительнее стэнфордского террариума.
В немецкой "хай-скул" немецким "хай-скульникам" два учителя политологии должны преподать в доступной форме неоспоримые достоинства демократии перед другими формами общественного устройства. Один учитель рассказывает одной группе об анархизме, другой учитель рассказывает другой группе об автократии. Всё это длится пять дней и называется "Проектная неделя".
Один из этих учителей, Райнер Венгер -- честный анархист, раздолбай, даже успел пожить в своё время в коммуне, а теперь вот преподаёт детям политологию. У нас бы такого на порог не пустили. Его коллега -- классический 60+ летний педант. И Венгеру дают не его любимый анархизм, а как раз автократию. Все же понимают, во что превратится его урок о "достоинствах демократии" -- он бы уж открыл бюргерским деткам глаза. Хе-хе. В общем, Венгер -- не такой зануда, как остальные учителя. Автократию он решил преподать "на кроликах" -- в лекционной аудитории. С помощью простых примеров он рассказывает и показывает, как она работает -- автократия. Ученики сидят прямо, высказываются только стоя, учителя называют не Райнер, как обычно, а "герр Венгер". На следующий урок все приходят в белых рубашках и джинсах -- одежда, униформа тоже является инструментом автократии. Венгер объясняет ученикам суть коллективизма, сполчённости, когда ты -- лишь песчинка движения, равная любому другому.
В самом начале он спрашивает: "Возможна ли в Германии сегодня автократия?". Конечно нет, уверены ученики. Им же уже прожжужжали насквозь уши о Третьем Рейхе и общей вине всех немцев перед евреями и остальным миром. Молодёжные субкультуры основаны на индивидуальности. Никто не откажется от свободы. К последнему дню всё это забылось.
Для тех, кто не поверит в возможность такого "превращения" -- страничка в вики о "Третьей волне", школьном проекте, которым в апреле 1967 года занимался в калифорнийской средней школе Рон Джонс. Спустя неделю его эксперимента в испытуемой группе была картина маслом -- жёсткая дисциплина, беспрекословное повиновение руководителю, доносы. Группа разрослась с 30 учеников до 200 -- в нацистскую тусовку повалили все. Джонс даже убедил их, что они -- часть национального движения и в пятницу он покажет им выступление их лидера, кандидата в президенты. Но показал фильм о нацистской Германии.
Ему понадобилось всего пять дней.
Поэтому и нужны такие фильмы. Сюда нужно водить школьников, а не на "Наталку-Полтавку" в оперный театр. Потому что то, что удалось за пять дней школьному учителю, при миллионных вложениях и научном подходе может удастся в пределах любой страны.
И поэтому все теории о наследственности и генах, определяющих поведение, кажутся полным бредом. Ни участники Стэнфордского эксперимента, ни школьники в Пало Альто ничем не отличались от других по всей стране -- они были обыкновенными. И поэтому -- зверь сидит в кажом из нас, и пробудить его в помощью внешних факторов -- до смешного простая задача. На закуску можете почитать об эксперименте Милгрэма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий